08:00  «Новости регионов»
 08:15  «Утро вместе»
 09:00  «Губернские новости»
 09:15  «Утро вместе»
 10:00  «Новости регионов»
 10:15  «Утро вместе»
 11:00  «Широка река»
 12:00  «Губернские новости»
 12:30  «Адрес истории»
 12:45  «Мастер-класс»
08:00  «Новости регионов»
08:15  «Утро вместе»
09:00  «Губернские новости»
09:15  «Утро вместе»
10:00  «Новости регионов»
10:15  «Утро вместе»
11:00  «Широка река»
12:00  «Губернские новости»
12:30  «Адрес истории»
12:45  «Мастер-класс»
Спецпроект «TV Губернии». Ты можешь всё! «У слепых людей несколько путей»

Конкурс: Фотохит!
ГОЛОСОВАНИЕ: Твоё утро вместе!
ГОЛОСОВАНИЕ: Народный чемпион

Спецпроект «TV Губернии». Ты можешь всё! «У слепых людей несколько путей»

История 21. Александр Ефимов
847
Спецпроект «TV Губернии». Ты можешь всё! «У слепых людей несколько путей»

Слепой ночью находит иной раз то, что зрячий днём не видит.
Монгольские пословицы и поговорки

Когда Александру было чуть больше года, ему сделали прививку АКДС, спровоцировавшую полиартрит. По вине врачей одна нога оказалось «закованной» в гипс, чего делать было категорически нельзя. Как поясняет наш герой, сам по себе полиартрит даёт осложнения либо на сердце, либо на глаза. В возрасте трёх лет он ослеп. Остались лишь ощущения — он видит свет и цвета, как — зависит от освещения, расстояния, размера объекта. В некоторых случаях, только если предмет находится в нескольких сантиметрах от правого глаза.

– Самый распространённый вопрос — помню ли я лицо мамы. Нет, не помню.

Мама умерла, когда Саша был ещё подростком. Они с отцом остались одни. Братьев и сестёр у него нет. Новую жену отца мальчик воспринял не как мачеху, а как старшую сестру и наставницу.

– Мне тогда было 13 лет. Мама умерла летом, 19 июля. Плакать я начал не сразу, а спустя 2-3 дня. Наверное, не сразу смог осознать произошедшее. Маму я очень любил и по больницам, в основном, она со мной и моталась. Отец был в большем шоке, мне кажется, чем я. Потому, что он не понимал, как он теперь один будет со мной: до этого всё было предельно предсказуемо - он уезжал на работу зарабатывать на жизнь семьи, а ребёнок-инвалид с мамой оставался дома...

Шли годы, перед Сашей встал нелёгкий выбор будущей профессии. Он скромничает, говоря, что особых способностей к музыке у него не было.  Несмотря на то, что некоторые профессии сулили стабильный кусок хлеба, его путь был предопределён.

– У слепых людей несколько путей: становиться массажистами, либо заниматься музыкой. Я выбрал музыку.

Кстати, согласно исследованиям Адама Окельфорда, у 40-60% слепых детей абсолютный музыкальный слух. Исследования Гамильтона, Паскуаль-Леоне и Шлауга также подтвердили, что у 60% слепых музыкантов абсолютный слух, в то время, как среди зрячих — всего 10%.

Александр закончил институт искусств по классу баяна, а в настоящее время работает в центре дополнительного образования «Созвездие». Музыкант тепло отзывается о сотрудниках и коллегах, которые оказывают ему всяческую поддержку и с пониманием относятся к потребностям инвалидов. Он признаётся, что раньше он называл себя вечным студентом, ведь после школы-интерната он сразу поступил в Курский музыкальный колледж для слепых, потом приехал учиться в Воронеж, закончил институт и остался здесь.

– Когда закончил институт, я очень огорчился. Потому что, во-первых, всю свою сознательную жизнь я привык учиться. Твоя жизнь распланирована: завтра такие-то пары, через полгода сессия, а летом каникулы  —  поеду на море. Я другой жизни не знал. 20 лет своей жизни я учился: 12 лет интерната, 4 года колледжа, 5 лет института. Во-вторых, работа есть, но она не отнимает всё твоё свободное время. Ты уже вне институтской системы. Ты остался один.

Говорят, что один в поле не воин, но случай Александра полностью опровергает это пословицу. Музыкант - воин, человек с сильным духом – с детства был очень независимым.

– Не люблю, когда излишне опекают. Я рос очень самостоятельным, насколько это возможно в моём случае, и очень рад этому! Много слепых, которые живут с мамами. Они их кормят, поют, одевают… Для меня это неприемлемо. Им может быть 30-40 лет, а они никуда даже самостоятельно выйти не могут.

– Это их личное нежелание что-либо менять? Может быть, это желание самих родителей — опекать и не отпускать, держать при себе эдакого «вечного младенца»?

– Ты права, бывает по-всякому. Бывает, что люди, да и не только слепые, живут с родителями, матерями. С мамой удобно — уберёт, приготовит, постирает. Если вовремя от этого не отойти, отправившись «в самостоятельное плавание», то обязательно к этому привыкнешь. А у слепых - тоже самое, но в квадрате. Всё зависит от того, когда человек потерял зрение. Если он потерял зрение в 30 лет, ему сложнее, чем мне, потерявшему его в 3 года. Я предыдущей жизни не помню... а у него была машина, друзья, какие-то свои зрячие тусовки. И, вот, он остался инвалидом и живёт с родителями.

Мужчина отмечает, что потерявшим зрение во взрослом возрасте очень сложно перестроиться психологически. Им приходится каждый день доказывать себе, что они могут справиться со всем.

– Родители, конечно, тоже в свою очередь, им страшно. Они не знают, как со слепыми обращаться. Им проще сделать что-то самим, чем заново обучить чему-то. У меня есть знакомые, которые не видят с рождения. Жили с мамой и бабушкой. Они его постоянно опекали — даже летом свитер на него напяливали! И родители, иногда не хотят опускать, и дети не хотят лишаться опеки. Иногда, дети и рады были бы начать жить самостоятельно, но родители начинают спекулировать своим здоровьем.

Александр снова подчёркивает, что физическая слепота – не есть слепота социальная. Он не только заботится о себе сам, но и любит гулять, выискивая новые для себя маршруты.

– Я за полную самостоятельность. Не так, чтобы выкидывать на улицу — живи, как хочешь. Надо принимать участие в жизни ребёнка, но прежде всего — в воспитании. Воспитании не только в плане этикета или чего-то подобного, а готовить к самостоятельной жизни. То, что для зрячего элементарно — например, если ты пьёшь чай, то нужно кружку после потереть внутри губкой, чтобы не было налёта. Нам такие вещи нужно объяснять. Слепые на ощупь его не ощущают, а значит, его нет. Таких мелочей очень много.

Как происходит формирование топографических представлений? Какими для них представляются привычные для нас предметы? Услышав ответы на эти нехитрые вопросы, невольно закрываешь глаза и пытаешься на ощупь определить, чем является первый попавшийся в руку предмет. Не подведёт ли воображение?

– Всё зависит от моего воображения, как я себе это представлю. Если смотреть на кружку, которая будет стоять на столе: если ты на неё смотришь не сверху, а сбоку, то это уже будет не круг, а эллипс. Для меня это не понятно — как из круга может получиться эллипс? Таких нюансов масса, у слепых очень слабые представления об окружающей среде, особенно, кто ослеп ещё в раннем детстве. Мы не представляем элементарные вещи — как, например, выглядит капля воды. На ощупь — мокрая. А как она выглядит? Как выглядит рябь на воде, облака?

Зрячие люди восприятие цветов считают естественной нормой повседневности, не задумываясь о том, каким чудом является преломление солнечных лучей, подарившим нам такую богатую палитру оттенков. Оскар Уайльд говорил, что мы становимся слепыми к тому, что видим каждый день. Между тем, каждый день является чудом, и вопрос лишь в том, чтобы обратить на него внимание.

– Моё зрение позволяет мне различать цвета. Грани силуэта я не вижу. Если на улице будет стоять машина в метре от меня, я увижу нечто большое определённого цвета, а что это будет — машина или бак, контейнер, я не пойму. Если рядом лежат лист бумаги и подушка, я увижу два белых пятна. А что из них что — не различу.

И снова наш разговор возвращается к музыке. Оказывается, что Александр ещё играет на пианино и ударных! Именно с пианино начался его музыкальный путь, а на ударных он начал играть в школе — то ли в пятом, то ли в шестом классе, он уже точно не помнит. Старшеклассники позвали его в свой эстрадный коллектив. Сразу стало получаться! Он — самоучка, но учился не по урокам в Интернете, а просто слушая, как играют барабанщики и повторяя. Школьный опыт не прошёл даром: будучи уже взрослым, Саша играл в нескольких рок-группах, а в 2013 году был признан лучшим барабанщиком Курска.

– Нравится играть то, что выбрал сам. Когда учился в музыкальной школе, выбора не было — произведение давал преподаватель. Тебе оно, может, и не нравится, но играть нужно. В колледже и институте уже такого не было. Взять, например, Баха — такая музыкальная величина, иногда хочется его произведение сыграть, какую-нибудь органную музыку. Иногда душа просит какие-нибудь народные «поветёлки» - это я так называю лёгкую народную музыку. Играю их, когда настроение соответствующее. Временами хочется сыграть что-то лиричное. А вообще, если играю на ударных, то Deep Purple особенно по душе. Всё зависит от настроения!

Саша говорит, что может только представлять, какой была бы его жизнь, если бы он остался зрячим. Он уверен, что у него уже была бы машина, наверное, другая специальность, своя квартира...

– Идеальное жильё — моё жильё! А если серьёзно, я всегда хотел жить в частном доме. Не слишком большом, не слишком маленьком. Чтобы был фруктовый сад. Почему-то все вокруг говорят, что частный дом — это очень сложно, за ним нужен уход... За всем нужен уход! Я считаю, что если изначально дом построен качественно, то потолки течь не должны, в квартирах же не текут. Это, конечно, позиция дилетанта. А вообще, конечно, был бы рад и квартире.

Напоследок, Александр делится своей мечтой:

– В идеале, конечно, работа должна и обеспечивать достойным заработком, и приносить удовольствие. О какой работе мечтаю я? Моя голубая школьная мечта — открыть свою репетиционную базу, совмещённую со студией звукозаписи.

Если вы хотите помочь Александру воплотить его мечты, вы можете связаться с ним с помощью социальный сети «ВКонтакте» или про номеру телефона +7 910 287-89-97.

 

Если вы или ваши знакомые готовы стать героями рубрики «Ты можешь всё», вы можете связаться с автором материала через социальную сеть «ВКонтакте» или написав на электронную почту yudina.alexandra@mail.ru


Александра ЮДИНА
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
__