Воронеж ясно +13°
USD
94.09
EUR
100.53
Предложить новость
Прямой эфир

Окрестности: Хохольский район

19:50 11.06.2019
7 мин
0
5715

Виктор Прохоров с тяжёлой техникой — «на ты». Это сейчас он работает машинистом экскаватора в «райгазе», а до этого, за 40 лет трудовой деятельности, чем только ни управлял: и комбайнами, и бульдозерами, и тракторами. К последним у всей семьи Виктора Николаевича отношение особенно трепетное. Этот МТЗ-50 достался мужчине по наследству от отца Николая Фёдоровича, тракториста с более чем полувековым стажем. Когда в 1993-м почётный житель Хохольского района уходил на пенсию, попросил в дар у родного колхоза пару списанных машин. Одну — на гусеницах, другую — на колёсах. Долгие годы раритеты простаивали в ангаре без дела, а несколько лет назад отец и сын решили дать технике вторую жизнь. Синему «белорусу» — 44 года. Советское качество металла и сборки «на века» говорит само за себя, поэтому менять основные узлы здесь не пришлось, только расходные детали.

Заводские здесь даже краска на габаритных фонарях, крышка и сетка-фильтр от бензобака. Своих «белорусов» Минский тракторный завод выпускал 13 лет, с 1962 г. Во времена последних пятилеток эти машины стали незаменимыми помощниками для посева и транспортировки сельхозкультур. С 1947-го Николай Фёдорович успел поработать на всех видах тракторов. Ударник труда рассказывает: сейчас техника для аграриев стала комфортнее и удобнее, правда, ломается чаще.

Говорит Николай Прохоров:
«Сейчас привыкли как? У него всё в кабине чисто. Тогда-то мы были — выйдешь, только одни зубы видны были. Любимая машина у меня была — трактор ДТ-75. Он возил три сеялки свободно, а вот этот вот трактор МТЗ-50 — он маломощный, он три сеялки не брал, а с двумя на нём нечего делать».

А мощность этого «гусеничного работяги» — 75 лошадиных сил. Выпускали такого «покорителя чернозёмов» в Харькове. Использовали при пахоте, севе, бороновании почвы и так далее. Именно Т-74 и поднимали целину в Советском Союзе. Большинство машин перестали эксплуатировать в середине 1980-х. Удивительно, но этот красавец дожил до наших дней и сохранил свою оригинальность на 80 процентов.

Гусеничные тракторы сейчас — большая редкость, и чтобы это детище Харьковского завода 1979 года выпуска выглядело, как с конвейера, Виктор Прохоров приложил огромные усилия, даже несколько раз увольнялся с работы. Восстанавливал машину более десяти лет. Масса времени ушла на поиски редких запчастей — неиспользованные сейчас хранятся в нескольких сараях. Часть деталей заказывал в столице, часть в Воронеже, что-то выкупал у автолюбителей из соседних сел.

Говорит Виктор Прохоров:
«Техника, скажем, железная, но у неё тоже душа есть. Вот, надо относиться к ней соответственно, как к своим вещам. Костюм же, вы его чистите, гладите, и к трактору так же: смазать, почистить, восстановить, чтобы был исправен».

Двигатель, коробку передач и сцепление перебрал полностью, смазал ходовую часть. По ходовой части — заводом не предусмотрена была смазка осей кареток, оси ленивца. То есть, трактор работал до износа. 10 лет — и списывался в утиль, металлолом. Но мастер нашёл новые оси. Какие-то — наварил, проточил. Составные части для гидравлической системы нашёл без труда, а вот радиатор также пришлось отремонтировать весь. И теперь в холодное время шторка закрывается, радиатор нагревается быстрее. Можно регулировать температуру в кабине: климат-контроль!

В связке с культиватором старого образца по земле Т-74 передвигается плавно. Говорят, что и к управлению привыкаешь быстро.

Говорит Виктор Прохоров:
«Трактор управляется двумя рычагами, коробка передач механическая — 6 передач. Значит, можно три передачи вот так включать, и три — так. Две задние передачи — пониженная, повышенная. Тормоза управляются левой, правой педалью. Свет и кондиционер. Это регулировка запуска двигателя, пуск стартера, аккумуляторные батареи».

На подворье механизатора полуторагодовалый Степан, внук Виктора Прохорова, подражая деду и прадеду, уже тянется к тяжёлой технике. С удовольствием управляется с тракторами, пока, правда, игрушечными. Старшие говорят, что будут только рады, если мальчик продолжит семейную традицию и сядет в кабину настоящего стального пахаря. Сами его всему и обучат, тем более, что профессия тракториста важности своей не теряет.

Говорит Виктор Прохоров:
«Она очень востребована, очень и очень. Учатся только в профтехучилищах, за деньги, кто хочет работать и зарабатывать деньги. Идут стройки, сами знаете, что стройки большие, техника серьёзная. Значит, внимание нужно. Трактористом как бы быть и сложно, и не сложно. Главное — не бояться грязи. Не стесняться своей профессии — тракторист».

Главное, чтобы сами тракторы не стали для России раритетами. Их производство в стране за 18 лет сократилось в 24 раза! Если ещё в 2000-м выпускалось 192 тысячи тяжёлых помощников, то в конце прошлого года — всего чуть более 7800 единиц. И то половина из них — зарубежные марки российской сборки. А восстановленные богатыри Николая Прохорова теперь не простаивают. Кроме работы на своих 20 сотках «разминаются» и на соседских, безвозмездно помогая в уборке огородов друзьям-односельчанам.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,22464799880981