Воронеж ясно +5°
USD
92.26
EUR
99.71
Предложить новость
Прямой эфир

Юрий Башмет в Воронеже: «Вкусом нужно заниматься всю жизнь»

19:39 16.06.2018
12 мин
0
1836
Перед концертом в столице Черноземья всемирно известный альтист и дирижер рассказал журналистам о том, за кого будет болеть на ЧМ по футболу, почему ему нравится сотрудничать с Дианой Арбениной и как будет развиваться в Воронеже его образовательный центр

Сегодня, 16 июня, в Воронеж приехал всемирно известный музыкант и дирижер Юрий Башмет. Юрий Абрамович и его камерный ансамбль «Солисты Москвы» стали одними из участников восьмого Платоновского фестиваля искусств. Как раз в эти минуты они играют в зале воронежской филармонии. Для этого выступления Юрий Башмет подготовил особую программу: прозвучат произведения Свиридова, Шнитке, Шостаковича, Стравинского и Прокофьева. Этот концерт стал одним из главных музыкальный событий нынешнего Платоновфеста.

А перед концертом Юрий Башмет пообщался с воронежскими журналистами. Прославленный музыкант рассказал журналистам о том, за кого будет болеть на Чемпионате мира по футболу, почему ему нравится сотрудничать с Дианой Арбениной и как будет развиваться в Воронеже его образовательный центр.

— Прежде всего, хочу сказать, что я в восторге от размаха вашего фестиваля. Главное – это память. Это очень важное качество и в жизни одного человека, и в жизни нации, и в жизни страны. То, что вы чтите такого изумительного и глубокого писателя как Андрея Платонов – это важно. Иначе, кто еще это будет делать?

— Нет так давно в Воронеже появился ваш образовательный центр. А как он сейчас развивается? Поддерживает ли государство? Насколько плотно вы курируете их?

— Всего по стране 11 таких центров. Министерство культуры нас поддерживает. Понятно, что это не шоу-бизнес, и выделяются не миллиарды, а так немножко. Но когда поддерживает Минкульт, то на это обращают внимание и местные власти, а иногда и спонсоры. К сожалению, у нас не решены вопросы, чтобы эта благотворительность отражалась у спонсорах на налогах по бизнесу. Хотя и не везде в мире есть такая практика. Но все равно люди помогают. Вообще в каких-то местах этот образовательный центр на полном ходу, где-то не так активно. В Воронеже, например, я сам не давал мастер-класс пока. Но обязан это сделать. И чем больше таких центров будет открываться по стране, тем лучше, и причем не только моих.

— Вы стали одним из участников церемонии открытия Чемпионата мира по футболу. Расскажите о своих впечатлениях от съемок. Принимали ли вы участие в выборе музыкального материала?

— Я не выбирал произведение, но считаю, что концерт для фортепиано с оркестром № 1 Петра Чайковского — это было 100% попадание. Мы играли с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром. Девочкам пошили легкие платья, мальчикам костюмы. А снимали почти под дождем, и было очень холодно. А у меня ситуация была еще сложнее – музыканты все сидели, я стоял на возвышении, а съемки проходили на понтоне на реке, и все такое покачивающееся было. Если проходил пароход, то шли волны, и я хватался за пульт, который не был закреплен. Так что это было такое чисто психологическое – за что-то схватиться. Но самый сложный был кадр с мячом, когда мне его бросили. Его же не в траву бросили, а на площадку — отскок мяча большой. А это был, видимо, мой первый и последний удар по мячу в жизни. Сзади меня вода, спереди оркестр, а я на маленьком пяточке, но я же не Зидан какой-нибудь, — улыбнулся маэстро. — Но надо было видеть лица юных музыкантов, потому что они были счастливы и рады, что во всем этом принимают участие. Для них это было огромное событие.

— А вообще вы болельщик? И за кого вы будете болеть на Чемпионате?

— Я? Понятно, что я болею за нас. Болею, чтобы свершилось чудо, и мы дальше двигались. Но вообще, например, в юношестве я не бегал во дворе с мячом. Я играл в хоккей. Мне очень нравились коньки, фехтование, метание ножей. Потому что тогда только вышли «Великолепная семерка», «Три мушкетера». Мы подражали киношным героям. Я даже получил разряд юношеский по фехтованию, но потом был вынужден оставить эти занятия ради музыки.

— Диана Арбенина называет вас самыми рок-н-ролльным дирижером России. Подобные выступления для вас – это своего рода хулиганство?

— Мне нравится все талантливое в любом жанре и мне очень нравится работоспособность и талант Дианы Арбениной. Но то, что она меня так называет — не значит, что я хулиганю на сцене. Такого, конечно, нет. Она говорила, наверное, о драйве. Не знаю – я ее спрошу, что она имеет в виду.

— А с другими музыкантами вы поддерживаете творческие взаимоотношения?

— В разовом порядке случается. Когда-то мы делали концерт в честь юбилея группы «Браво». Как-то сотрудничали с бардом Сергеем Никитиным. Это было очень давно – концерт был посвящен Булату Окуджаве. Но вы знаете, в моей деятельности такие вещи занимают 0,1 %, если посчитать все концерты за год. Меня больше тянет к джазу. Например, с Игорем Бутманом у нас есть такой долгосрочный проект, мы часто выступаем вместе.

Вообще в любом жанре я ценю не только талант, но и вкус. А вкус, конечно, у каждого человека свой. Вкусом нужно заниматься всю жизнь и это не только в творчестве. Так человек должен жить, мне кажется. Один из примеров, когда скрипачу попадает классическая музыка с намеком на джаз или джазовая импровизация, то он может, конечно, сыграть по нотам. Но что делает скрипач в 99% случаях — его за это из Московской консерватории выгнали бы. Он делает вещи, думая, что это свобода, но на самом деле это анархия. То есть такая ресторанная игра получается. Пошлость, одним словом. Это такой самый типичный пример.

— Юрий Абрамович, расскажите о сотрудничестве с Константином Хабенским в спектакле «Не покидай свою планету» по мотивам «Маленького принца». Для вас есть какая-то разница, когда вы играете с оркестром, и когда должны взаимодействовать с драматическим актером на сцене?

— Конечно, я там ни одного слова не говорю, но иногда мне нужно соответствовать, если Костя ко мне обращается, адресует мне какую-то фразу. Тут нужно находиться либо в какой-то дистанции, либо участвовать, а участвовать – это уже профессия, а не просто кривляние. Поэтому я себя там очень минималистично веду. Там велико значение самой музыки. И то, как мы играем – это всегда связано с интонацией Константина. И у нас очень хороший и гармоничный спектакль получился. Сейчас он приостановлен на полгода, а потом снова будем его играть на сцене театра Современник. Я вижу по лицам коллег-музыкантов, что они всегда с радостью приходят на него. А каждый раз — это два раза в месяц на протяжении 2,5 лет. И зрители, которые увидев один раз этот спектакль, обязательно приходят еще раз. Там очень серьезный шлейф — зритель задумывается. Это, конечно, шикарный спектакль.

Но вообще у нас уже пять таких подобных спектаклей. Я имею в виду постановок с оркестром. Четыре из них – по мотивам известных опер. Понимаете, когда человек первый раз приходит в оперу, то он 85% текста вряд ли поймет. Ну вот так поют. Я могу представить себе ощущения вот такого неподготовленного зрителя. Скажем, опера «Евгений Онегин» Чайковского. Там прекрасный текст, прекрасная музыка, но понять, о чем поют — сложно. Становиться тяжело воспринимать и музыку, и текст. Поэтому мы сделали так: текст читают драматические актеры, есть также оперные арии, а мы – «Солисты Москвы» – отвечаем за музыку. Это непохожие ни на что спектакли. В некоторых произошел синтез – балета, оперы, драматического театра и музыки. Там и ракурс другой на историю: сюжет в корне не меняется, но показан другой взгляд на хорошо известную всем историю. Очень интересно. Сейчас таких спектаклей у нас четыре «Евгений Онегин», «Кармен», «Пиковая дама», «Севильский цирюльник». И вот отдельно стоит «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским.

Дарья ШИПОВСКАЯ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,41629385948181