Воронеж полупрозрачная облачность +6°
USD
91.98
EUR
100.24
Предложить новость
Прямой эфир

Михаил Бычков: «Платоновский фестиваль таким, какой он был все эти годы, уже не будет»

21:05 17.06.2018
16 мин
0
2344
Художественный руководитель форума встретился с журналистами, чтобы подвести итоги восьмого Платоновфеста и рассказал о том, что ждет фестиваль в будущем

17 июня в столице Черноземья официально закрылся Международный Платоновский фестиваль. Форум прошел в нашем городе уже в восьмой раз. В этом году в рамках Платоновфеста жители нашего региона и гости Воронежа получили возможность увидеть более 15 театральных постановок (пять из которых в нашей стране были показаны впервые) из России, Германии, Болгарии, Италии, Великобритании, Франции и Швейцарии и еще более десятка концертов. Это уже не говоря о выставках, бесплатных кинопоказах, однодневном фестивале «Музыка мира» в Белом колодце, опен-эйре в Рамонском парке и традиционном Параде театров. О том, что в этом году получилось, а что – нет, и каким будет Платоновфест в будущем художественный руководитель форума Михаил Бычков рассказал воронежским журналистам.

– Это лучший фестиваль который я когда-либо делал, – в самом начале отметил худрук. – Многое сложилось удачно, в том числе погода. А это для фестиваля, в котором много бесплатных событий и мероприятий на открытом воздухе имеет большое значение. У нас более 100 тысяч человек в фестивальную орбиту были вовлечены, и это на 20% больше, чем в прошлом году. Но вообще наша встреча сегодня не про цифры. Для меня фестиваль в первую очередь – это гуманитарный и творческий проект. Он важен не потому то есть в нем какие-то показатели достигаются или нет, а потому что в первой половине июня ежегодно Воронеж становится культурной столицей России. Но нужно очень четко понимать, что было это не всегда, и нет никаких гарантий, что так будет продолжаться. 

Об одном из главных событий Платоновфеста

– Для меня театральная программа Платоновфеста – предмет особой гордости. На мой взгляд, самым трудным и самым сложным, самым международно значимым событием должен открываться уважающий себя фестиваль. Потому что открытие это не гирлянды и знамена, открытие – это содержание. Наш фестиваль открыл совместный проект Платоновского фестиваля и команды Rimini Protokoll (Германия – Швейцария) «100% Воронеж». Я точно понимаю как это событие оценено в театральном пространстве России, как оно будет жить в мировом театральном пространстве. Когда мы затевали проект, мы думали, как же здорово, что его делали в Риге, как же здорово, что его делали в Марселе – мировых столиц. А сегодня «100% Воронеж» – это часть большого всемирного проекта Rimini Protokoll, видеоверсия которого навечно будет доступно всему миру в интернете, так же как и доступны версии 100% Филадельфии или Мельбурна.

– То что нам удалось организовать этот самый трудный и самый масштабный проект в области документального театра – театра без участия профессиональных актеров – это результат огромной работы и наших сотрудников фестиваля, и наших партнеров из команды Rimini Protokoll, которе конечно же не 10 дней работали в Воронеже, а вели с нами работу в течение полугода. Они приезжали сюда с техническими визитами на всех этапах, сопровождали кастинг участников, и в конце концов сумели соединить на сцене и организовать в некое цельное управляемое поведение 100 человек в возрасте от 4 до 86 лет. И это феноменально. Феноменально. Я слышал о разных оценках этого проекта, но отношусь к тем, кто считает, что это реальный срез мнения горожан, конечно же далеко не полный, но совершенно не срежиссированный. Не представляю себе воронежцев которые по указке немецких режиссеров на вопрос «Нужна ли смертная казнь», «Нужны ли прямые выборы мэра» или «Боитесь ли вы бывать в некоторых районах города ночью» переходили на ту или иную сторону. Люди реально принимали решение. Кстати говоря, от репетиции к репетиции некоторые участники меняли свою точку зрения. Но это не влияние со стороны.

– Воронежский зритель имеет свои особенности и он очень любит проверенные вещи. И то что с неохотой, опаской, с осторожностью покупались билеты на «100% Воронеж» – да, это такая особенность. Но в то же время наш зритель воодушевленный и благодарный. Молва о нашем фестивале по всему миру распространяется самая позитивная. Это определяется и тем, как зрители принимают наших гостей.

О великих режиссерах

–  Нужно выделить три режиссерских имени – если говорить о российской части театральной программы – Крымов, Бутусов, Васильев. Тут нечего прибавить. Я счастлив, что эти режиссеры не только показали свои спектакли, но и побывали в Воронеже, провели творческие встречи. Международная часть – Финци Паска, Дельбоно, Прельжокаж, МагГрегор, ну и Rimini Protokoll, конечно же. Платоновская программа в этом году очень хороша: трогательная, играющая новыми красками. Не даром Анатолий Васильев говорил о том, что не обязательно к Платонову идти через грязь, некую черноту. Мы увидели разные подходы, очень искренние, очень открытые. Радует, что Платонова ставят молодые артисты, иностранные режиссеры.

– Также в этом году были лекции, были читки. И пусть драматурги не так артистичны, не так эффектно подают материал как артисты. Но когда читает автор, ты можешь понять, как именно он чувствует и понимает, что пишет.

О театральном параде

– Каждый раз мы делаем его по-новому. Сложновато существовать в сравнительно критической атмосфере. Понимаете, мы пробовали вещь достаточно необычную. Не купить готовый продукт в жанре уличного театра, а дать инициативу молодым. И вот эти молодые художники, актеры, режиссеры, теперь объединившиеся в некое творческое объединение КТОМЫ, с воодушевлением взялись воплощать свои идеи в жизнь: они думали о Пушкине, о первом в своей жизни большом проекте. Конечно где-то ошибались, не везде попали в точку. Вообще это все требует особенно деликатного поощрительного отношения. Когда наши дети собираются на какой-то первый в жизни конкурс мы их всегда подбадриваем, говорим, что они лучшие. Я слышал разные мнения. Говорили, что актеры зажаты, недостаточно контактируют с публикой. Конечно. Но это люди которые долго и с воодушевлением стремились сделать для нас праздник. В этом году у нас было много волонтеров-актеров, в том числе которые никогда не обучались взаимодействию с публикой, которые чего только не делали, чтобы в результате создался праздник. И некоторые продвинутые воронежцы говорили о том, что этот парад – парад в котором есть над чем подумать, парад, в котором есть интеллектуальная начинка, а не просто действо для толпы. Мне кажется, что при всех недостатках, которые в таком масштабном деле абсолютно естественны, этот парад заслуживает добрых слов. Спасибо воронежцам, которые его посетили. В этом году у нас были установлены рамки металлодетекторов, поэтому я могу поделиться с вами очень точными цифрами: в этом году парад посмотрели 37 тысяч горожан. Это гораздо большая цифра, по сравнению с прошлым годом.

О музыкальной программе

– Есть мнение профессионалов – наверняка вы слышали мнение Юрия Башмета о фестивале, наверняка слышали и других экспертов – это программа которую не стыдно предложить послушать любому искушенному гурман, который посещает мировые музыкальные события. Для меня лично вершиной этого процесса было выступление «Кронос Квартета» в нашем городе. Я убедился, что далеко не все, кто ходит на музыкальные события, согласны и доросли до того, чтобы так открыто с любопытством принимать разнообразную музыку. Там исполнялись произведения композиторов из Египта, Сербии, Ирландии, Канады, США и других, и это такая возможность расширить свое представление! Но, к сожалению, наши слушатели порой решают только нравится-не нравится, многие торопливы и безапелляционны в своих оценках. Таковых было около 25%, 75% – что меня радует – отреагировали иначе, так, что музыканты подарили слушателям еще одно отделение.

– Вообще много у нас было хороших музыкантов. И то что программа состояла не из филармонических хитов, музыки, которая десятилетиями крутится на… непродвинутых музыкальных площадках, это важно. У нас была музыка новая, музыка знакомая, но сложная, музыка, которую мы традиционно просим исполнять – первую половину XX века, «платоновская», но и музыка XIX века звучала. Радостно, что в этот раз была хорошая погода на «Музыке мира в белом колодце». В этом году я увидел образцово сложившийся формат как «Белый колодец». Прекрасное пространство, погода, зрители. Мне понравилась атмосфера дружелюбия. Не знаю, какая атмосфера сейчас в фанзоне ЧМ на Адмиралтейке, еще не успел туда сходить. Но в Белом колодце кто-то танцевал, кто-то просто лежал на песке и при этом никто не вторгался в личное пространство друг друга, никто друг другу не мешал, и в то же время все чувствовали себя свободными, это было так по-европейски, так прекрасно. Для меня также был важен восторг исполнителей, которые не смотря на то, что много гастролируют, смогли оценить красоты Белого колодца.

Как рассказал худрук фестиваля, в этом году опен-эйр рисковал не состояться из-за паводка:

– После необычайно снежной зимы уровень воды в озере существенно поднялся и платформа, на которую обычно устанавливается сцена также оказалась под водой. По-моему больше недели владельцы площадки откачивали воду в соседнее озеро, чтобы можно было установить оборудование.

Об арт-центре

– В городе огромная потребность того, чтобы существовали арт-кластеры, которые были бы центром притяжения молодых людей. То что в этом году мы использовали здание Дома губернатора – это временное решение. Гораздо более атмосферно, наверное, было бы, если бы мы сделали арт-центр пространство ликеро-водочного завода, где нам предлагали варианты. Там более лофтовое модное пространство, чтобы организовать движуху. Но это уже вопрос региональной политики.

О будущем фестиваля

– Надо сказать, что мы работаем в непростой атмосфере. Есть ощущение, что существуют некие силы, которые ждут «когда же он промахнется» и можно будет броситься и свою энергию зависти, ненависти, неприятия реализовать. Это сопровождает нашу работу на протяжение всей подготовки к фестивалю и после. И она накапливается. Надо сказать, у меня она сейчас в критической массе находится и наталкивает на размышления, куда двигаться дальше. Фестиваль – это хрупкое чудо, которое было надо всем нам, которым мы наслаждались и гордились прошедшие восемь лет. Таким фестиваль уже никогда не будет, а каким он будет дальше – время покажет.

Алина ПОЛУНЧУКОВА

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,61281108856201