Воронеж ясно +13°
USD
94.09
EUR
100.53
Предложить новость
Прямой эфир

Воронежцев удивили персимфансом и раритетным клавесином

19:09 21.03.2018
6 мин
0
2117

Может ли существовать оркестр без дирижёра и как звучит современная музыка на клавесине? Об этом воронежцы узнали на первом фестивале Камерной музыки.

Присутствие старинного инструмента преображает каминный зал усадьбы Веневитинова. Мастер Алексей Васильевич уже третий час готовит клавесин к концерту — работа кропотливая, всё на слух. Принцип здесь тот же, что и у рояля, но есть свои тонкости.

— Здесь разные регистры. Их нужно в отдельности каждый подстраивать. Если у рояля настраивается хор, то здесь каждый регистр отдельно настраивается, — говорит настройщик музыкальных инструментов Алексей Кобелюк.

Настройкой музыкальных инструментов Алексей Васильевич занимается более 30 лет. Учился на фабрике «Лира» в Москве, потом вступил в ассоциацию фортепианных мастеров Европы. С клавесином познакомился недавно — Воронежская филармония приобрела раритет в 2014 году. Это копия старинного инструмента — прибыла из Голландии, где её изготовил потомственный мастер, семья которого делает клавесины с 18-го века.

По двум чёрным клавиатурам бегают опытные пальцы Ольги Мартыновой — артистки с мировым именем, одной из основательниц российской клавесинной школы.

Ольга Мартынова знакомила публику не только со звучанием, но и с историей инструмента. Впервые клавесин упоминается в 14-м веке. А начиная с 15-го столетия для него стали писать музыку. Как и рояль, клавесин клавишный инструмент. Но принципы звукоизвлечения у них разные. На рояле звук издаётся с помощью молоточка. А на клавесине пером — правда, сейчас его заменили более прочным специальным крючком.

Ольга Мартынова рассказала, что в наши дни клавесин не ассоциируется исключительно со старинной музыкой. Многие современные композиторы пишут и для него, и для других раритетов.

— Клавесин не единственный музыкальный инструмент, который пользуется спросом в творчестве современных композиторов. И я слышала очень много, и играла сама, естественно, музыки, которая прекрасно звучит на этом инструменте. И даже такая замечательная деталь: многие эффекты электронных современных музыкальных инструментов композиторы любят имитировать на клавесине, — рассказывает Ольга Мартынова.

На фестивале музыка не только звучала, о ней ещё и говорили. Коснулись теории на специальном диспуте, который проходил в живописном месте — в музее Крамского. Музыканты Пётр Айду и Григорий Кротенко рассказали об оркестре без дирижёра, который они возродили в 2008 году. Персимфанс — первый симфонический ансамбль — появился в Москве в 1922 году. Тогда в него входили, в основном, артисты Большого театра. Изначально игра в персимфансе была для них всего лишь подработкой. Но потом экспериментальный ансамбль превратился в первоклассный коллектив.

Под влиянием большевистской идеи о коллективном труде музыканты разработали целую систему, позволяющую обойтись без дирижёра. Изменилась даже посадка артистов — чтобы хорошо видеть друг друга и взаимодействовать, они развернулись не на зрителя, а в центр.

Ансамбль быстро набрал популярность. Персимфансы появились в Ленинграде, Киеве, Воронеже и даже Нью-Йорке. Коллектив успешно просуществовал 10 лет, а в 1932 году распался из-за недостаточного финансирования и ужесточения политического режима в стране. В 2008 году Пётр Айду и Евгений Кротенко реинкарнировали уникальный формат.

— Главный смысл у нас заключается не в том, что играть, а в том, как это происходит. Поэтому в принципе мы с большим удовольствием играем и музыку 19-го века, и музыку 20-го века, и музыку 21-го века. Но всё-таки, когда мы играем более старую музыку, мы стараемся делать это на исторических инструментах, потому что это важно для того, чтобы правильно её исполнить, – считает руководитель проекта ПЕРСИМФАНС, музыкант, мультиинструменталист Пётр Айду.

От теории перешли к практике — Персимфанс дал концерт в зале филармонии. Фестиваль «Воронежская камерата» проходил в столице Черноземья впервые. Предпосылки к его появлению, признаются организаторы, появились уже давно.

— Есть такое предубеждение, что камерная музыка — это элитарная область академической музыки. Я считаю, что это, наверное, от какого-то незнания. Или ещё по каким-то причинам. Потому что камерная музыка наравне с симфонической музыкой может о себе заявлять мощно и ярко, — подчеркнула художественный руководитель фестиваля «Воронежская камерата» Ирина Авралёва.

Традиции камерной музыки в нашем городе зародила династия Ростроповичей. И по сей день в Воронеже есть много артистов, которые по-настоящему любят и качественно исполняют такую музыку. Которая, как говорят сами исполнители, — находит прямой путь от сердца к сердцу.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,23869395256042