В Воронеже провели II Фестиваль камерной музыки

19:45 18.04.2019
7 мин
0
3954

…Далеко не все понимают, что такое камерная музыка. Ведь камерная музыка — это музыка, которая — от сердца к сердцу. Это музыка человеческой души, человеческой радости и человеческого страдания…

С легкой руки искусствоведа Бронислава Табачникова в Воронежской филармонии во второй раз открылась «Воронежская камерата». Девиз фестиваля в этом году — «От барокко до джаз-рока». А значит, на концертных площадках города — всё многообразие камерной музыки.

Говорит Ирина Авралева, директор Воронежской государственной филармонии:
«В свое время, когда вообще образовывалось это направление, от слова «камерный», собиралось небольшое количество людей, в небольшом помещении, в небольшой комнате… И вот таким образом посредством музыкального языка общались, то есть, какая-то сокровенность, какая-то интимность, свойственная этому жанру, конечно же, почему бы не заинтересовать молодежь именно вот этим?»

Первый гость фестиваля — Государственный академический камерный оркестр, один из самых именитых в стране. Солирует выдающийся гобоист Алексей Уткин. Этот концерт стал воплощением идеи «Воронежской камераты» — показать развитие этой музыки с конца XVII века до наших дней — от Баха, Моцарта и Телемана до Пьяццоллы и даже Маклафлина.

Главный камерный оркестр страны много гастролирует. Причем выступает на лучших площадках мира, таких, как «Консертгебау» в Амстердаме, «Альте Опер» во Франкфурте, «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. Интересна и персона руководителя коллектива: Алексей Уткин одним из первых вывел гобой в качестве солирующего инструмента. При этом гобой, на котором играет сам Уткин, считается уникальным.

Говорит Алексей Уткин, руководитель Государственного академического камерного оркестра России:
«Он немножко отличается от обычных гобоев, он имеет чуть увеличенный диапазон, а в нашем деле полтона, одна нота в диапазоне инструмента дает очень много других возможностей, это его конкретное отличие. А в остальном это такой же капризный… такая же капризная дама, с которой приходиться всегда… всегда как-то ублажать, договариваться».

А в усадьбе Веневитинова идут последние приготовления к вечеру старинной музыки. Прекрасные дамы затягивают корсеты, а настройщик поверяет клавесин. Благодаря появлению в филармонии реплики инструмента времен короля Людовика XV, стало возможным воссоздать настоящий барочный концерт.

Говорит Евгения Уварова, клавесинистка Воронежской филармонии:
«Профильный инструмент у меня — фортепиано. Это по-другому, просто так моя жизнь сложилась, что я играю на многих иструментах, я еще играю на арфе, на арфе кельтской, на арфе педальной, поэтому, в принципе, как с языками: больше трех — уже не сложно».

Акустика старинной дворянской усадьбы словно создана для мелодий эпохи барокко. Арии из опер Генделя, Перголези, Кальдара и Вивальди редко звучат в Воронеже, а в таком формате — вообще впервые.

Рассказывает Валентина Головина, лектор-музыковед Воронежской филармонии, заслуженный работник культуры РФ:
«Оперная музыка, в первую очередь, потому, что опера эпохи барокко — это бельканто, это красивое пение, прекрасное пение, когда культ певца, культ голоса вышел на первый план, когда голос стал звучать мощно, ярко, наполненно, так, как сегодня мы слушаем его в оперных театрах, на сцене филармонических залов».

Продолжает Евгения Уварова, клавесинистка Воронежской филармонии:
«Все арии барочные — это все то, что нам сейчас близко, это тема любви, разлуки, предательства, но, в отличие, может быть, от современной музыки, они очень искренни, в них очень много души».

Солисты Воронежской филармонии и театра оперы и балета говорят: исполнять барочные арии под аккопанемент клавесина — не так просто. Все дело в звучании инструмента и особой манере исполнения барочной музыки.

Объясняет Елена Старкова, солистка Воронежской филармонии:
«Исполнение должно быть непринужденное, легкое, как будто певец находится в обычной обстановке в жизни, вот в этом и сложность, потому что другую музыку можно взять «массой», так сказать, а эту так просто не споешь».

Говорит Алексей Тюхин, солист Воронежского театра оперы и балета:
«Очень много украшений, очень много мелизмов. И принято, когда исполняешь барочную музыку, что нельзя повторять одни и те же мотивы одинаково, нужно вставлять обязательно что-то своё».

Каждый день «Воронежской камераты» проходил в разных форматах: клавирная, вокальная музыка, фортепиано, инструментальные квартеты. Плюс образовательная программа. Жанр классической музыки, который раньше был обращен к сугубо камерной аудитории, теперь выходит на новый виток развития. И на большую сцену. Оказывается, почитателей у него не так уж мало.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,22436809539795